Проанализировав современное состояние рынка услуг, поражаешься огромному количеству “дизайнеров”, предлагающих свои услуги в сфере дизайна интерьера и ландшафта. Умышленно ставим в кавычки слово “дизайнер” и вот почему. Можно сказать, что сегодня только ленивый не считает себя знатоком в области дизайна и не называет себя “дизайнером”. И не последнюю роль в этом играют весьма популярные в СМИ, Интернете и на ТВ рубрики и программы типа “Сам себе” режиссёр (доктор, архитектор, дизайнер и т.д. ит.п.).
Оставим режиссуру и здравоохранение на совести авторов, а вот об архитектуре и дизайне поговорим более серьёзно. И начнём, прежде всего, с элементарного ликбеза, разберёмся, что такое архитектура и дизайн ?
Надо сказать, что термин архитектура, означающий вид профессиональной деятельности, появился только в XV веке, а до этого это было сопутствующим занятием скульпторов (ваятелей), строителей (каменщиков и плотников) и художников (рисовальщиков). Они же занимались созданием и предметов быта и домашней утвари, мебели, оружия, фортификационных сооружений, карет, кораблей... Они же их и украшали (декорировали, озеленяли). Этим же занимались столяры, кузнецы и прочие ремесленники и народные умельцы, параллельно формируя и, так называемые, традиционные (народные) архитектуру и декоративно-прикладное искусство.
И только с XV века главным (архи-) на строительной площадке, главным в процессе проектирования архитектуры и предметной среды стал архитектор. Так продолжалось до первой промышленной революции в ХIX веке, одним из результатов которой явилась более узкая специализация и из архитектуры выделилось, как самостоятельный вид деятельности, проектирование предметной среды. Позже эту деятельность назвали дизайном.
Но функция этой деятельности оставалась неизменной, как сформулировал её великий зодчий ХХ века Ле Корбюзье - “это оборудование, притом, хорошее оборудование” ! Таким образом, объекты дизайна - это прежде всего, всё то, что служит для оборудования и оформления архитектуры (архитектурной среды). Если понятие среды трактовать широко, как рукотворную среду обитания человека, то в сферу её оборудования и оформления входит также промышленная и ремесленно-кустарная продукция, включая машиностроение и транспорт (ремесленно-кустарный и промышленный дизайн). А всё это вместе с дизайном архитектурной среды (интерьер, ландшафт) является функциональным дизайном.
При этом нельзя забывать о человеке ( для которого, собственно, и создаётся эта среда). Речь идёт о дизайне одежды, обуви, украшений, аксессуаров и т.д. (включая причёску и макияж). Здесь мы имеем дело уже с представительским дизайном, который может быть персональным, либо корпоративным (униформа, фирменный стиль). На границе между функциональным и представительским находится графический дизайн (пример : полиграфическая продукция в целом это промышленный дизайн, а её продукт, например, визитка - представительский, в частности, персональный дизайн).
Следует вполне логический вывод - функциональный дизайн и архитектура кроме наличия таланта требуют специальных знаний и навыков, гарантирующих систематичность и организованность мышления, чувство меры, гармонии и порядка (технологии, тектоника, законы формообразования, композиции и т.д), т.е. профессионализма. Функциональным дизайном должен заниматься только профессионал, а дизайном архитектурной среды в частности (интерьер, ландшафт) - только человек, имеющий архитектектурное образование !
А вот представительским дизайном, особенно в его декоративно-прикладном значении (как, кстати, и изобразительным искусством), допускается (и даже поощряется) заниматься любителям-дилетантам. Это и есть то самодеятельное творчество, hand-made, patchwork, scrapbooking и т.д , которые одухотворяют и придают индивидуальность любому, особенно жилому, интерьеру или ландшафту.
Таким образом, домоводство и архитектура - это не одно и то же !
Продолжение следует...
Романов Юрий Иванович
Член Союза архитекторов СССР, Белорусского Союза
архитекторов, зав.кафедрой архитектуры ГГПК, главный
архитектор ГТСП ООО "Альянс-Арт"