• Поиск пользователей

    Найти
    от до лет
    имя
    город
    интересы

Законы построения пространства

article277.jpg

"Золотое сечение" и золотые правила.


Эти законы вывели не художники и не архитекторы. Это законы природы. Оглянитесь по сторонам, вглядитесь в даль, обратите внимание на свое визуальное восприятие предметов, на то, как они изменяют свои очертания по мере вашего приближения к ним. Присмотритесь к сочетаниям групп кустарников на опушках. Прочувствуйте всю глубину такой пространственной композиции.   Учитесь у природы и рисуйте ваш сад на основе её законов!

 

 

 

 

 

Закон перспективы.

Закон колористики.

Закон композиционного построения.

Правило "Золотого сечения"

 

Перспектива  (иллюзия восприятия)

 

Перспектива - это визуальное восприятие предметов, которые изменяют свои формоочертания в зависимости от степени их удаленности от наблюдателя.

 

При определенном удалении предметов от наблюдающего за ними человека происходит два типа изменений восприятия: световое или зрительное.

 

Если задано конкретное положение (в пространстве) наблюдателя и дано определенное освещение, можно рассчитать величину визуального изменения предметов относительно наблюдателя:  она пропорциональна квадрату расстояния между предметом и наблюдателем.

 

Законы перспективы ложатся в основу построения композиции в пространстве.

 

Составляющие элементы перспективы: точка обзора, предмет обзора, промежуточное поле между ними. Все они должны быть задуманы как единое целое. Перспектива и функциональные зоны сада, которые с ней связаны, должны быть сходны. При проектировании перспективы как продолжения пространства или функциональной зоны, желательно позаботиться о взаимосвязи их масштаба и характера. Например, было бы нелогичным завершить перспективу, открывающуюся из окна частного дома, видом элементов индустриального пейзажа. Основной принцип перспективы- начало перспективы должно оправдывать ее конец, и наоборот- завершение перспективы должно оправдывать ее начало.

 

Историческая справка:

Законы перспективы первыми обосновали и    сформулировали
мастера эпохи Возрождения.

 

Существует несколько видов перспективы. Рассмотрим те её виды, которые относятся к проектированию ландшафта:

 

Таблица 1

 

Перспектива

  Линейная Воздушная
Характеристика

 

Удаляющиеся параллельные линии сходятся на горизонте.

Вертикальные линии уменьшаются в размерах, но остаются при этом в исходном положении.

 

Цветовая перспектива или колоритная.

Изменение яркости, четкости, цвета объекта по мере его удаления от наблюдателя.

Визуальное изменение цвета объекта по мере его удаления от наблюдателя основана на ощущениях наблюдателя, на его восприятии цветовых оттенков.

 

Оптический эффект

 

Уменьшение объекта по мере его удаления от наболюдателя.

Невысокие растения, растущие на переднем плане, визуально кажутся выше растений, расположенных за ними.

 

Из-за воздушного слоя, находящегося между объектом наблюдения и наблюдателем, цвет объектов воспринимается менее ярким, размытым, окутанным дымкой.

 

Эффекты и способы их достижения в дизайне ландшафта

 

Эффект

 

Объект кажется расположенным дальше, чем есть на самом деле.

 

Увеличение пространства сада.
Способы достижения эффекта

Размещение между наблюдателем и предметом открытого пространства (газон, площадка).

 

Склон визуально сокращает расстояние до предмета наблюдения.

 

Посадка на заднем плане растений с листвой/цветами неброских тонов (голубого, фиолетового, розового или серебристого).

Посадка на второй план растений синих тонов, т.к.объекты синего цвета визуально отдаляют себя от наблюдателя.

 

Эффект

 

Объект кажется расположенным ближе, чем есть на самом деле.

 

Приближение объекта наблюдения к наблюдателю.
Способы достижения эффекта

 

Размещение между наблюдателем и предметом, который необходимо визуально приблизить, элемента, мешающего воспринимать открытое пространство.

Примеры:
- композиция из высоких растений на газоне между наблюдателем и объектом;

-скульптура, малая архитектурная форма, расположенная между объектом и наблюдателем;

 - организация «подъема» - он визуально увеличивает расстояние до предмета. Композиции из растений и малые архитектурные формы лучше просматриваются при расположении их на немного поднимающейся местности.

 

Посадка на передний план растений красных оттенков и растений белого цвета.

При одинаковом размере объекты белого цвета визуально кажутся больше объектов темного цвета, они зрительно "выступают на первый план"


 

Таблица 2


Эффекты, которых можно добиться при определенном построении перспективы.

 

 

Визуальное увеличение глубины пространства при небольших размерах благоустраиваемой территории.

 

Создание кулис из растений или своеобразных стен из каких-либо элементов (например,трельяжей), которые бы создавали систему промежуточных планов и направляли взгляд к горизонту.

 

Расположение растений (или элементов) таким образом, чтобы их размеры уменьшались по степени их удаленности от наблюдателя.

 

Маскировка стен и заборов вьющимися растениями, зеркалами и прочими декоративными элементами.

 

Создание искусственной перспективы путем применения зеркал, шпалер, соответствующего рисунка на вертикальной поверхности.

 

 

Визуальное сокращение пространства при больших площадях благоустраиваемой территории.

 

Создание и увеличения количества кулис из растений или своеобразных стен из каких-либо элементов (например,трельяжей) и раздвижение их в стороны относительно друг друга, добиваясь последовательного расширения обзора.
Иллюзия легкости.

Достигается посадкой на фоне высоких деревьев с пирамидальной формой кроны более низких деревьев с ажурной, более мягкой по очертаниям формой кроны.
Эффект легкости в данном случае возникает благодаря восходящей воздушной линии крон.

 

Эффект основательности, монументальности композиции.

Посадка невысоких кустарников вокруг дерева с овальной кроной.
Иллюзия "основательности" достигается благодаря скользящей вниз воздушной линии.

 

Выделение главного объекта композиции на общем фоне.

Достигается путем ограничения перспективы. Ограничить перспективу можно путем посадки на заднем плане (за элементом, который необходимо выделить, сделав его центром восприятия) высоких растений, установки изгородей.

 

 

Стремление показать фактуру, форму, цвет объекта.

 

Достигается путем создания замкнутых композиций, т.е. неглубокой перспективы.
В таком случае объект возможно рассмотреть вблизи.

 

 

Применение законов построения перспективы при проектировании водных объектов ландшафта

 

Визуального увеличения зеркала воды достигают путем "понижения" противоположного от наблюдателя берега водоема.
Этого можно добиться посадкой на противоположном берегу растений меньшей величины.

 

Для того, чтобы рассмотреть мелкие детали (фактуру листвы, особенности строения цветка, мелкие интересные детали архитектурной формы и пр.) рассматриваемый объект необходимо разместить таким образом, чтобы наблюдатель смог подойти к нему на близкое расстояние.

Мелкие детали лучше воспринимаются вблизи.

 

Для того, чтобы человек рассмотрел красивый силуэт, габитус (внешний вид, форму) растения или красивую скульптуру, расстояние от объекта наблюдения до наблюдателя должно равняться трем высотам объекта. В таком случае силуэт, габитус воспринимаются наблюдателем в наиболее выгодном свете.

 

Перспектива бывает:

 А). Статичная – дает ощущение покоя; живописный вид открывается из одной точки обзора.

Б). Динамичная – дает ощущение динамики; живописный вид объектов наблюдается из разных точек обзора при передвижении наблюдателя по саду.

 

Плоскости перспективы:

А). «Стены сада» - вертикальная плоскость. Стены сада создают вертикальные поверхности: забор, изгороди, ряды деревьев или кустарников.

Б). «Пол сада» - горизонтальная плоскость. Пол сада может быть ровным или наклонным, а также террасовидным. Материалом пола служат различные материалы- мощение, вода, газон и пр.

В). «Потолок сада» - верхняя плоскость. Потолок сада- это небо или полог листвы посаженных деревьев.


И, наконец:

 

! Точно и грамотно найденная перспектива сделает композицию гармоничной и завершенной.

 

 

Законы колористики


Колорит или цвет.