doramaland.info/

  • Вход и регистрация

  • Поиск

    Поиск пользователей

    Найти
    от до лет
    имя
    город
    интересы

Законы построения пространства

article277.jpg

"Золотое сечение" и золотые правила.


Эти законы вывели не художники и не архитекторы. Это законы природы. Оглянитесь по сторонам, вглядитесь в даль, обратите внимание на свое визуальное восприятие предметов, на то, как они изменяют свои очертания по мере вашего приближения к ним. Присмотритесь к сочетаниям групп кустарников на опушках. Прочувствуйте всю глубину такой пространственной композиции.   Учитесь у природы и рисуйте ваш сад на основе её законов!

 

 

 

 

 

Закон перспективы.

Закон колористики.

Закон композиционного построения.

Правило "Золотого сечения"

 

Перспектива  (иллюзия восприятия)

 

Перспектива - это визуальное восприятие предметов, которые изменяют свои формоочертания в зависимости от степени их удаленности от наблюдателя.

 

При определенном удалении предметов от наблюдающего за ними человека происходит два типа изменений восприятия: световое или зрительное.

 

Если задано конкретное положение (в пространстве) наблюдателя и дано определенное освещение, можно рассчитать величину визуального изменения предметов относительно наблюдателя:  она пропорциональна квадрату расстояния между предметом и наблюдателем.

 

Законы перспективы ложатся в основу построения композиции в пространстве.

 

Составляющие элементы перспективы: точка обзора, предмет обзора, промежуточное поле между ними. Все они должны быть задуманы как единое целое. Перспектива и функциональные зоны сада, которые с ней связаны, должны быть сходны. При проектировании перспективы как продолжения пространства или функциональной зоны, желательно позаботиться о взаимосвязи их масштаба и характера. Например, было бы нелогичным завершить перспективу, открывающуюся из окна частного дома, видом элементов индустриального пейзажа. Основной принцип перспективы- начало перспективы должно оправдывать ее конец, и наоборот- завершение перспективы должно оправдывать ее начало.

 

Историческая справка:

Законы перспективы первыми обосновали и    сформулировали
мастера эпохи Возрождения.

 

Существует несколько видов перспективы. Рассмотрим те её виды, которые относятся к проектированию ландшафта:

 

Таблица 1

 

Перспектива

  Линейная Воздушная
Характеристика

 

Удаляющиеся параллельные линии сходятся на горизонте.

Вертикальные линии уменьшаются в размерах, но остаются при этом в исходном положении.

 

Цветовая перспектива или колоритная.

Изменение яркости, четкости, цвета объекта по мере его удаления от наблюдателя.

Визуальное изменение цвета объекта по мере его удаления от наблюдателя основана на ощущениях наблюдателя, на его восприятии цветовых оттенков.

 

Оптический эффект

 

Уменьшение объекта по мере его удаления от наболюдателя.

Невысокие растения, растущие на переднем плане, визуально кажутся выше растений, расположенных за ними.

 

Из-за воздушного слоя, находящегося между объектом наблюдения и наблюдателем, цвет объектов воспринимается менее ярким, размытым, окутанным дымкой.

 

Эффекты и способы их достижения в дизайне ландшафта

 

Эффект

 

Объект кажется расположенным дальше, чем есть на самом деле.

 

Увеличение пространства сада.
Способы достижения эффекта

Размещение между наблюдателем и предметом открытого пространства (газон, площадка).

 

Склон визуально сокращает расстояние до предмета наблюдения.

 

Посадка на заднем плане растений с листвой/цветами неброских тонов (голубого, фиолетового, розового или серебристого).

Посадка на второй план растений синих тонов, т.к.объекты синего цвета визуально отдаляют себя от наблюдателя.

 

Эффект

 

Объект кажется расположенным ближе, чем есть на самом деле.

 

Приближение объекта наблюдения к наблюдателю.
Способы достижения эффекта

 

Размещение между наблюдателем и предметом, который необходимо визуально приблизить, элемента, мешающего воспринимать открытое пространство.

Примеры:
- композиция из высоких растений на газоне между наблюдателем и объектом;

-скульптура, малая архитектурная форма, расположенная между объектом и наблюдателем;

 - организация «подъема» - он визуально увеличивает расстояние до предмета. Композиции из растений и малые архитектурные формы лучше просматриваются при расположении их на немного поднимающейся местности.

 

Посадка на передний план растений красных оттенков и растений белого цвета.

При одинаковом размере объекты белого цвета визуально кажутся больше объектов темного цвета, они зрительно "выступают на первый план"


 

Таблица 2


Эффекты, которых можно добиться при определенном построении перспективы.

 

 

Визуальное увеличение глубины пространства при небольших размерах благоустраиваемой территории.

 

Создание кулис из растений или своеобразных стен из каких-либо элементов (например,трельяжей), которые бы создавали систему промежуточных планов и направляли взгляд к горизонту.

 

Расположение растений (или элементов) таким образом, чтобы их размеры уменьшались по степени их удаленности от наблюдателя.

 

Маскировка стен и заборов вьющимися растениями, зеркалами и прочими декоративными элементами.

 

Создание искусственной перспективы путем применения зеркал, шпалер, соответствующего рисунка на вертикальной поверхности.

 

 

Визуальное сокращение пространства при больших площадях благоустраиваемой территории.

 

Создание и увеличения количества кулис из растений или своеобразных стен из каких-либо элементов (например,трельяжей) и раздвижение их в стороны относительно друг друга, добиваясь последовательного расширения обзора.
Иллюзия легкости.

Достигается посадкой на фоне высоких деревьев с пирамидальной формой кроны более низких деревьев с ажурной, более мягкой по очертаниям формой кроны.
Эффект легкости в данном случае возникает благодаря восходящей воздушной линии крон.

 

Эффект основательности, монументальности композиции.

Посадка невысоких кустарников вокруг дерева с овальной кроной.
Иллюзия "основательности" достигается благодаря скользящей вниз воздушной линии.

 

Выделение главного объекта композиции на общем фоне.

Достигается путем ограничения перспективы. Ограничить перспективу можно путем посадки на заднем плане (за элементом, который необходимо выделить, сделав его центром восприятия) высоких растений, установки изгородей.

 

 

Стремление показать фактуру, форму, цвет объекта.

 

Достигается путем создания замкнутых композиций, т.е. неглубокой перспективы.
В таком случае объект возможно рассмотреть вблизи.

 

 

Применение законов построения перспективы при проектировании водных объектов ландшафта

 

Визуального увеличения зеркала воды достигают путем "понижения" противоположного от наблюдателя берега водоема.
Этого можно добиться посадкой на противоположном берегу растений меньшей величины.

 

Для того, чтобы рассмотреть мелкие детали (фактуру листвы, особенности строения цветка, мелкие интересные детали архитектурной формы и пр.) рассматриваемый объект необходимо разместить таким образом, чтобы наблюдатель смог подойти к нему на близкое расстояние.

Мелкие детали лучше воспринимаются вблизи.

 

Для того, чтобы человек рассмотрел красивый силуэт, габитус (внешний вид, форму) растения или красивую скульптуру, расстояние от объекта наблюдения до наблюдателя должно равняться трем высотам объекта. В таком случае силуэт, габитус воспринимаются наблюдателем в наиболее выгодном свете.

 

Перспектива бывает:

 А). Статичная – дает ощущение покоя; живописный вид открывается из одной точки обзора.

Б). Динамичная – дает ощущение динамики; живописный вид объектов наблюдается из разных точек обзора при передвижении наблюдателя по саду.

 

Плоскости перспективы:

А). «Стены сада» - вертикальная плоскость. Стены сада создают вертикальные поверхности: забор, изгороди, ряды деревьев или кустарников.

Б). «Пол сада» - горизонтальная плоскость. Пол сада может быть ровным или наклонным, а также террасовидным. Материалом пола служат различные материалы- мощение, вода, газон и пр.

В). «Потолок сада» - верхняя плоскость. Потолок сада- это небо или полог листвы посаженных деревьев.


И, наконец:

 

! Точно и грамотно найденная перспектива сделает композицию гармоничной и завершенной.

 

 

Законы колористики


Колорит или цвет.

Принципы построения гармоничных соотношений цветов.

Применение законов колористики в дизайне сада.

Характеристика некоторых цветов.

 

Колорит или цвет

 

Пейзажи природы и композиции из растений человек воспринимает главным образом зрительно. Определенный цвет или его оттенки возбуждают свои эмоции, вызывают определенные настроения.

 

В природе и в наших садах окраска растений меняется постоянно. Цвет есть везде и надо стараться учитывать как цвет растений, дорожек, земли (черный пар или газон), так и цвет мебели, дома, а также цвет неба, воды и отражающегося в водной глади пейзажа.

 

Излишняя пестрота выглядит хаотично, поэтому важно добиться того, чтобы в саду наблюдалась цветовая гармония.

 

Правила цветовой гармонии едины для всех случаев жизни и не имеет значения, где и как вы их хотите использовать.

 

Для того, чтобы наиболее оптимально подобрать цветовые соотношения, используют так называемые «цветовые круги». Одним из самых удобных является цветовой круг Иоганнеса Иттена.

 

Он включает в себя 12 цветов:

 

-  первичные цвета (цвета первого порядка): красный, желтый, синий;

- вторичные цвета (цвета второго порядка): зеленый, фиолетовый, оранжевый;

- третичные цвета (цвета третьего порядка): красно-оранжевый, желто-оранжевый, желто-зеленый, сине-зеленый, сине-фиолетовый, красно-фиолетовый.

 

В цветовом круге цвета второго порядка находятся напротив первичных.  Они получены смешением двух соседних цветов, лежащих в цветовом круге, в пропорции 1:1, то есть в равных долях.

 

Третичные цвета в круге расположены между первичными и вторичными. Их шесть.

 

Таким образом, полный круг Иттена имеет следующую последовательность цветов:

 

 

- красный

- красно-оранжевый

 

 

- оранжевыйКолористика в ландшафтном дизайне

- желто-оранжевый

 

 

- желтый

- желто-зеленый

 

 

- зеленый

- сине-зеленый

 

 

- синий

- сине-фиолетовый                                                   

                                                                                     Цветовой круг Иоганнеса Иттена

 - фиолетовый

- красно-фиолетовый.

 

Жирным шрифтом выделены первичные цвета, курсивом- цвета второго порядка.

 

 

 

Цвета делятся на две группы: хроматические и ахроматические.

 

К хроматическим цветам относятся все цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Четких границ между этими цветами нет- каждый цвет имеет множество различных оттенков.

 

Хроматические цвета могут быть теплыми или холодными. Теплые, активные тона возбуждают. Например, красный, оранжевый, желтый. Холодные тона, пассивные- успокаивают. Например, голубой, синий, фиолетовый. Хроматические цвета характеризуются светлотой (яркостью), чистотой (насыщенностью) и цветовым тоном. Светлота цвета определяется степенью своего отличия от белого, равного ему по яркости. Насыщенность определяется степенью «разбавленности» белым цветом.

 

Зеленый цвет стоит несколько обособленно- он связующий. Его оттенки несут разную эмоциональную нагрузку: светло-зеленый цвет- веселый, живой, а темно-зеленый – сдержанный и холодный. Чисто-зеленый – пассивный, успокаивающий, «мирный». Зеленый цвет называют цветом физического равновесия. Не даром именно в зеленой части спектра глаз человека способен различить наибольшее количество различных оттенков. Зеленый цвет считается универсальным и наиболее часто встречаемым.

 

К ахроматическим цветам относятся белый, черный, серый и все его оттенки. Цвета варьируются по яркости и светлоте. Тафтологично звучит, но именно яркость позволяет цветам ахроматической группы передавать ощущение яркости.

 

Таблица 3

 

Цвет

группы
Хроматические Ахроматические
цвета спектра характеристика цвета
красный теплый, активный, возбуждающий черный
оранжевый теплый, активный, возбуждающий белый
желтый теплый, активный, возбуждающий серый
зеленый

варианты

оттенки серого
голубой холодный,пассивный, успокаивающий
синий холодный,пассивный, успокаивающий
фиолетовый холодный,пассивный, успокаивающий

 

 

Принципы построения гармоничных соотношений цветов

 

Цветовые сочетания строятся либо на основе контраста, либо как сочетание оттенков одного цвета.

 

  1. Гармония строится на основе двух цветов. Цвета, расположенные в цветовом круге напротив друг друга, гармонично между собой сочетаются. Гармоничные пары:

- желтый фиолетовый

- красный зеленый

- синий оранжевый

- желто-оранжевый сине-фиолетовый

- красно-оранжевый сине-зеленый

- красно-фиолетовыйжелто-зеленый.

 

    2.  Гармония строится на основе трех цветов по технике «триад». Техника заключается в следующем: внутрь цветового круга встраивают  равносторонний треугольник. Цвета, которые находятся на вершинах встроенного треугольника, дают гармоничное сочетание.

 

Гармоничные триады:

- красныйжелтый синий

- красно-оранжевыйжелто-зеленый сине-фиолетовый.

 

3.Гармония строится на основе четырех цветов.  Ее легко выявить, встроив в круг квадрат. Гармоничные сочетания будут основаны на двух парах дополнительных цветов:

 

- оранжевыйсине-фиолетовыйкрасно-фиолетовый желто-зеленый.

Углы квадрата могут приходиться на любые цвета, квадрат можно заменить на прямоугольник, где два соседних цвета соединит меньшая сторона:

- красныйоранжево-красныйсине-зеленый синий.

 

4. Гармония строится на основе шести цветов. Для ее построения придется вписать в круг правильный шестиугольник. Цвета,которые гармонируют между собой, будут находиться на его вершинах или на хордах, их соединяющих.

Колористика в ландшафтном дизайне

Цвета, расположенные на противоположных сторонах цветового круга,- контрастные цвета.

 

Гармоничными считаются цветовые и яркостные контрасты. Нюансные сочетания различных по яркости оттенков одного и того же цвета также являются приятными для глаза. Пример подобного сочетания: ярко-красныйрозовыйбледно-розовый.

 

Сочетания цветов, расположенных в цветовом круге через один, негармоничны: красный + фиолетовый, зеленый + синий, оранжевый + красный. Ахроматические цвета (белый,  серебристый, серый, а иногда черный) смягчают дисгармонию.

 

Один из самых сложных гармоничных контрастов- контраст по насыщенности цвета. В дизайне сада такого контраста добиваются, подбирая цветы однотонной окраски, ступенчато изменяющейся по насыщенности, но одинаковой по яркости (светлоте).

 

Цветовой контраст является одним из основных приемов создания композиций. При создании цветника используют контрастные сочетания тонов, которые близки контрастам цветового круга.

 

Контраст бывают цветовыми и яркостными, при которых происходит сочетание различных яркостей, которые равны по цвету.

 

В зависимости от степени восприятия существует два вида контрастов.

 

  1. Последовательный контраст. Наблюдается при переводе взгляда с одного цвета на другой, который контрастен первому. На сетчатке глаза при этом возникает третий цвет, он называется цветом последовательного образа. Например, если человек смотрит на квадратную клумбу с пурпурными цветами, а потом переводит взгляд на белую стену, перед его глазами возникнет пятно, близкое к квадрату, но зеленого цвета.
  2. Одновременный контраст. Его возникновение обусловлено изменением цвета в пограничной зоне цветов, которые соприкасаются в друг с другом. Одновременный контраст может быть как яркостным (его еще называют светлотный), так и цветовым. При сочетании ахроматических цветов наблюдается яркостный контраст (сочетание черного и серого, серого и белого, или сочетание равных по яркости хроматического и ахроматического тонов). При сочетании двух или нескольких хроматических тонов наблюдаются цветовые контрасты.

 

При построении гармонии на основе контраста подбирают контрастные тона одинаковой насыщенности и яркости. При использовании цветового круга большого контраста достигают при интервале между цветами, равном 110-180 градусов, среднего – при 70-110 градусах, малого контраста- при менее чем 70 градусах. В том случае, если предполагаются трехтоновые сочетания, используют угловые расстояния, равные 120 градусам.

 

Сочетание оттенков одного цвета, или гармония сходства, основана на плавном изменении цветовых характеристик. Она тесно связана с принципом нюанса. Очень эффектно выглядят композиции, в которых использованы 3-4 цвета с малым интервалом.

 

Применение законов колористики в дизайне сада

 

- Теплые тона кажутся близкими, зрительно приближаются к наблюдателю, поэтому их лучше использовать для переднего плана композиции. Эти тона на заднем плане становятся размытыми и неясными.

- Холодные тона хороши для передачи  глубины пространства. Вдалеке от наблюдателя  такие тона как бы визуально сгущаются.

- Чистые насыщенные цвета в отдалении от наблюдателя имеют свойство визуально тускнеть и становиться размытыми. Исключение- синий и голубой цвет и их оттенки- они не только не изменяются, а наоборот темнеют вдали.

- Предметы белого цвета кажутся более крупными, чем они есть на самом деле. Здания белого цвета как бы «выдвигаются» вперед .

 

 

Правила цветовой гармонии:

 

1. Правило:

Любой цвет на фоне контрастного выглядит более насыщенным.

Усилить общую насыщенность рисунка можно сочетанием контрастных тонов.

Примеры:

Если цветы ненасыщенной, неяркой окраски, к ним следует подобрать растения-«усилители». Например, желтый цвет станет более выразительным рядом с синим, фиолетовый с желтым, а бледно-красный «заиграет» рядом с зеленым.

Синий цвет становится голубе, если он рядом с красным цветом.

Сильную насыщенность темно-фиолетового снизит светло-фиолетовый фон.

Уменьшить насыщенность цвета можно путем близкого расположения друг к другу  культур, цвета которых находятся по соседству в спектре цветов.


2. Правило:

Некоторые цвета при их близком соседстве становятся менее насыщенными. Подобный эффект вероятен в том случае, если эти цвета расположены рядом в цветовом круге, причем чем ближе они расположены, тем сильнее снижается ощущение насыщенности.

 

3. Правило: Сильные различия в яркости и насыщенности тонов способствуют усилению контраста между ними. То есть контраст будет тем сильнее, чем больше будет различия в яркосте и насыщенности.


- Эффекта пространственной глубины можно добиться, разместив на дальнем плане темнолиственных или серебристых пород деревьев.

 

- Цветники, засаженные цветами голубых или синих тонов, также будут визуально усиливать пространственную глубину. 

 

- Благоприятную атомосферу, способствующую спокойному отдыху помогут создать растения холодных тонов.

 

- Холодные тона идеальны для оформления водоемов, беседок и некоторых других пейзажных элементов.

 

- Создать ощущение легкости можно, используя растения светлых тонов.

 

- Композиции темных тонов кажутся более тяжелыми по сравнению с композициями светлых тонов.

 

Например, голубой цвет отличается парящей легкостью, а насыщенный желтый как бы устремляется ввысь, если находится на темном фоне.

 

- При проектировании сада нельзя забывать о следующих факторах:

 

Цветовая палитра сада постоянно меняется в зависимости от времени года и состояния растений. В конце весны, летом и ранней осенью окраска деревьев определена цветом листьев, ветвей и ствола, цветков и плодов. Поздно осенью, зимой и ранней весной- окраской ветвей и стволов. Весной основной цвет сада- зеленый- от светлого (май) до насыщенного и яркого (начало июня). Осенью превалируют красные и желтые краски различной насыщенности. К концу осени и зимой господствуют темные тона- темно-серый, серовато-черный, серый, сине-фиолетовый.

 

С наступлением темноты соотношение цветов изменяется. Примером может послужить синий и зеленый цвета- они в сумерках кажутся более светлыми и визуально выходят на первый план, а желтый и красный цвета к вечеру становятся более глубокими и далекими.

 

Любой цвет изменяется в зависимости от соседствующих предметов. Поэтому композицию необходимо строить таким образом, чтобы привносимый в общий колорит новый цвет не был угнетен общим фоном.

 

- Внутреннее убранство дома должно гармонировать с дизайном сада. Поэтому следует повторять цвета, используемые в интерьере с колористикой садовых растений.

 

- Выбор цвета дорожного покрытия и цвета забора главным образом зависит от от основного архитектурного сооружения. Тем не менее цветовое решение мощения и окраска забора не должны выбиваться из общей цветовой схемы, иначе пространство будет выглядеть раздробленным, а гармония будет нарушена.

 

Умелое же сочетание цветов придаст любой композиции своеобразие и очарование.

 

Например, рядом с домом из кирпича или с белыми оштукатуренными стенами, можно посадить дерево с листвой темно-зеленого цвета, а дорожку и площадку перед домом выполнить в светлых тонах, используя, например, светлые бетонные плиты. Композиция станет еще отчетливее, если рядом с дорожкой посадить группу растений с темной листвой и цветы нежно-карминной окраски.

 

На участке с темно-коричневым дом с белыми наличниками  уместно посадить деревья со светло-зеленой листвой и светлой корой, а вдоль дорожки к крыльцу высадить цветы белой окраски.

 

На фоне темного строения выгоднее смотрятся растения с листвой серебристо-серых или желто-зеленых оттенков. Мощение из серого бетона или камня гармонично дополнит общую картину.

 

Возле светлой стены здания лучше будут смотреться растения с листвой темно-зеленого цвета, а также цветы ярких оттенков, например, красного. Мощение темного цвета наиболее удачно подойдет к данному сочетанию.

 

Кирпичный дом светлых теплых тонов лучше всего оформить растениями нейтральных или холодных тонов.       

Темное здание + светлое мощение + растения с желто-зеленой листвой или серебристо-серых оттенков = гармония.

Светлое здание + темное мощение + красные яркие цветы + темная листва = гармония.

Кирпич, теплый цвет дома + растения нейтральных, холодных тонов = гармония.

 

Некоторые пары цветов при расположении их рядом друг с другом визуально дают впечатление третьего цвета.

 

Оранжевый + красный = желтый

Зеленый + желтый = голубоватый

Красный, синий на ярко-зеленом фоне дают фиолетовый оттенок

Желтый на ярко-зеленом фоне дает оранжевый оттенок

Бледно-красный на ярко-зеленом фоне выглядит насыщенным красным.

 

Характеристика некоторых цветов

 

Желтый. Теплый, светлый, радостный, вызывает ощущение легкости.  При ярком освещении выглядит более бледным, при матовом свете становится интенесивнее и ярче. На темном фоне «устремляется» ввысь.

 

Оранжевый. Теплый, радостный, дарит ощущение праздника. Этот цвет всегда отчетливо виден.

 

Красный. Объекты красного цвета могут визуально как удаляться, так и приближать себя к наблюдателю. Красный в сочетании с желтым становится алым и объект визуально приближается к наблюдателю. Красный в сочетании с синим приобретает пурпурный оттенок и объект удаляется от наблюдателя, теряет теплоту. Красный- самый активный цвет, другие цвета подавить его практически не могут. Светлые оттенки цвета возбуждают, темные придают предметам серьезность, солидность.

 

Зеленый. Пассивный, спокойный, «мирный» цвет. В паре с желтым становится активным и теплым. Зеленый в сочетании с синим- холодный, пассивный. Оранжевый, красный и белый цвет визуально отодвигают предметы зеленого цвета на второй-третий план. Синий, черный, серый и фиолетовые цвета наоборот выдвигают зеленые предметы на первый план. Темные оттенки зеленого- холодные, сдержанные, светлые  же вызывают веселье и оживление. Зеленый- оттеночный цвет для синего и голубого.

 

Синий. Приносит ощущения чего-то строгого, холодного, тяжелого, тихого, но в тоже время полного сил и энергии. При ярком освещении синий цвет наиболее ярок.

 

Голубой. Ясный, невесомый, чистый цвет. Придает ощущение чего-то легкого, парящего.

 

Фиолетовый. Роскошный, торжественный, может быть иногда мрачным, а иногда светлым. В больших количествах цвет угнетает.

 

В сумеречное время синий и зеленый производят впечатление светлых при том условии, если что они находятся на переднем плане композиции.

 

Красный и желтый в сумерках производят впечатление более отдаленных и глубоких цветов.

 

Таблица 4

 

Цвет

 

Теплый Нейтральный Холодный
Красный Зеленый Синий
Оранжевый Оттеночный для синего и голубого Голубой
Желтый   Фиолетовый
Их оттенки Белый контрастирует со всеми темными цветами, в пестрых сочетаниях способствует увеличению объемности Серебристый
Побуждают к действию   Успокаивают
Кажутся "близкими" Используются для передачи глубины пространства
Используются на переднем плане Голубой, синий зрительно уводят в перспективу, сгущаясь в отдалении
Для эффекта пространственной глубины размещают на дальнем плане (серебро, синий, голубой, фиолетовый)
Хороши для использования вблизи водоемов и оформления беседок (т.к.спокойные)

 

 Таблица 5

 

Цвет

 

Хроматический Ахроматический
Красный Белый (способствует увеличению объемности композиции, приближает, "выступает" вперед, белые предметы кажутся больше)
Оранжевый
Желтый
Фиолетовый
Синий Черный (способствует уменьшению объемности, на его фоне усиливается действие красного, желтого)
Зеленый
  Оттенки серого

 

Помимо законов сочетаемости цвета не забывайте ориентироваться на свои личные ощущения и пристрастия!

 

Помните, что цвет - очень важное средство, которое полно и ёмко способно выразить эмоциональное настроение любой композиции!


 

Композиция

 

 

Композиция – это определенное сочетание в пространстве всех элементов садово-паркового ансамбля, позволяющее при оптимальном расположении различных форм достигнуть гармоничного единства и целостности.

 

Другими словами, планируя ландшафт участка, необходимо стремиться создать такую художественную систему, которая обеспечила бы законченный вид и была бы приятна глазу.

 

Еще проще: композиция - это составление гармоничного единого целого из разрозненных элементов.

 

Объемно-пространственная композиция основывается на общих принципах построения ландшафта и отражает тесную взаимосвязь трех составляющих: объема, пространства и плоскости.

 

В грамотно построенной композиции каждый ее элемент несет свою смысловую нагрузку. При проектировании должны учитываться все свойства пространственных форм элемента - фактура, цвет, величина, масса, геометрическая форма, а также занимаемое положение в пространстве и освещенность (светотеневой контраст).

 

Приемами композиции являются- равновесие, пропорциональность, нюанс, контраст, масштабность и соразмерность, подобие, смена впечатлений и ритм.

 

Средствами создания композиции являются – симметричность и асимметричность, единство и соподчиненность, законы воздушной и линейной перспектив.

 

Уникальность каждой композиции определяется особенностями развития конкретных растений, сезонными изменениями, а также зависит от различных условий визуального восприятия.

 

 Виды пространственных композиций (Соотношение композиционных элементов по геометрической форме)

 

1. Линейная (фронтальная) композиция. Одно измерение преобладает над двумя другими. Линейная композиция чаще всего развернута в ширину, а ее глубинные перспективы не выражены.

Пример: ограждения, дорожки, бордюры из невысоких растений.

2. Плоскостная композиция. Плоскостная композиция. Два измерения относительно равны и преобладают над третьим.

Пример:  цветники или низкие бордюры.

3. Объемная композиция. Все три измерения относительно равны между собой, т.е.геометрические формы выражены во всех измерениях в равном объеме.

Пример: деревья.


 Соотношение элементов композиции по величине

 

При совмещенной посадке растений разной величины композиция выглядит более эффектной и декоративной.

Примеры композиции, построенной на контрасте размеров:

- Высокое дерево + низкие кустарники;

- Дерево с шаровидной кроной + дерево с пирамидальной кроной.

 

 Соотношение элементов композиции по фактуре (характерным свойствам поверхностей)

 

При составлении композиции учитывают как фактуру растений, так и фактуру (характер поверхности) нерастительных материалов: ограждений, лестниц, материалов, используемых для мощения.

 

У древесно-кустарниковых растений фактура характеризуется строением кроны. Например, тонкая фактура у ивы и березы, средняя- у липы и вяза, грубая- у дуба. Фактура кроны деревьев также зависит от размера и расположения листьев. Она может быть крупной, например, у ореха или мелкой- самшит. Форма и цвет листвы также влияют на характер фактуры. Помимо фактуры кроны при построении композиции учитывают и фактуру коры дерева.

 

Поверхность цветников и газонной травы также имеет свою фактуру.  При использовании в дизайне камня, обязательно учитывают фактуру его поверхности. Особенно это имеет значение при устройстве альпийской горки или рокария.

 

 Соотношение предметов по цвету

 

Используя гармоничные цветовые сочетания, можно придать композиции особую выразительность. Проектируя ландшафт сада надо учитывать сезонные изменения общего колорита пейзажа, а также возрастные изменения окраски растений. Для объединения различных частей участка в единое целое, используют принцип повторения- размещают в нескольких частях сада группы одного цвета. Большие пятна одного цвета для более гармоничного восприятия разбавляют вкраплениями растений контрастных оттенков.

 

Подробнее о цветовой гармонии рассказано в разделе «Колористика» - одном из основных законов архитектуры. 

 

 Соотношение элементов композиции по их положению в пространстве

 

Виды пространственной композиции:

 

А). Фронтальная композиция. Она развернута в ширину и представляет из себя плоскостную декорацию.

 

Б). Объемная композиция. Характеризуется отчетливо-выраженными пространственными изменениями.

 

В). Глубинно-пространственная композиция. Отличается организацией глубоких перспектив. Восприятие перспектив в большой степени зависит от законов линейной и воздушной перспектив. Такие композиции производят сильное художественное впечатление.

 

 Типы композиций

 

При составлении композиции надо четко определить цель создания, идею проекта, его задачи. В зависимости от этих задач композиции делят на типы.

 

Архитектурные композиции. Основаны на форме кроны древесно-кустарниковых. Для таких композиций подбирают растения с контролируемым ростом, декоративной листвой и минимальными сезонными изменениями, например, хвойные вечнозеленые.

 

Колерные композиции. Для их построения подбирают растения с близкой окраской цветков и соцветий.

 

Экологические композиции. Используются растения со схожими требованиями к условиям произрастания. Примером могут служить теневые сады, сады злаков, водные сады.

 

Биологические композиции. К ним относятся монокультурные сады- розарий, вересковый садик, иридарий, или монофункциональные- сад пряных трав, сад лиан, сад медоносов.

 

Географические композиции. Строятся, исходя из географического распространения растений. Пример- альпинарий.

 

В зависимости от вида композиции и расположения в ней растений, композиции подразделяют на:

- миксбордеры и бордюры

- группы, куртины

- массивы

- клумбы, работки

- цветочные поляны, лужайки и опушки.


 

Правило "Золотого сечения"


В природе все задумано гармонично. Соотношение суши к воде, впадин и горных массивов, даже листья и лепестки цветков у растений расположены в соответствии с правилом «Золотого сечения». У соцветия- корзинки, например, число спиралей в одном направлении равно 13, в другом – 21. Даже пропорции человека соответствуют числу 1,1618...

 

По правилу «Золотого сечения» созданы Пантеон в Париже и храм Парфенон в Афинах…  Пятилучевая звезда, пентаграмма- созданы по принципу «Золотого сечения»… Всего и не перечислить. 

 

Правило «Золотого сечения» предполагает, что при делении непрерывной величины (возьмем за величину отрезок «с») на две части меньшая часть так относится к большей, как большая относится ко всей длине. То есть, на нашем примере с отрезком гармоничная пропорция будет выглядеть так:

 

 с:а = а:b= 1,618

 

Числовые значения отрезков в долях единицы будут такие:

 

а = 0,618

b= 0,382

Золотое сечение, Правило золотого сечения

Соотношение 1:1,618 признано эталоном со времен Древней Греции и по сей день является «золотым» правилом при создании гармоничных решений в живописи, архитектуре, дизайне интерьеров, в ландшафтном дизайне и других творческих профессиях.

 

Используется это правило и в ландшафтном дизайне.

 

Здесь работает соотношение 3:5:8.

 

Пример: 3 части участка занимают цветники, 5 частей- мощеные поверхности, 8 частей занимает газон.

 

Пример: цветник, ассортимент растений которого представлен тремя различными колерами. Соотношение растений каждого колера должно соответствовать пропорции: 3:5:8  

 

В таком соотношении клумба будет выглядеть гармоничной и даже человек, не знакомый с ландшафтной архитектурой и не имеющий художественного вкуса, определит, что композиция гармоничная, почувствует, что «так и должно быть». Гармония ощущается вне зависимости, знаком человек с этим понятием или нет.

 

Существуют другие гармоничные пропорции. Например, пропорции 5:8 или 8:13.

 

Эти соотношения являются упрощенным правилом «Золотого сечения» и носят название «Золотой середины» или правилом «Золотого прямоугольника». При следовании этому правилу располагать рядом два растения надо таким образом, чтобы одно из них было в 1,5 раза выше другого. Такая пропорция будет сбалансированной и гармоничной.

 

Правило золотого сечения используют при построении пейзажных картин, при устройстве партеров и цветников. Это одно из основных правил, помогающих добиться гармонии в любом искусстве.

 

 

Максимова Нина,

ландшафтный дизайнер

 

16 октября 2010 - Золотая рыбка
Рейтинг: +3 Голосов: 3 20142 просмотра
Комментарии (0)