• Поиск пользователей

    Найти
    от до лет
    имя
    город
    интересы

Секреты построения композиции или как применить теорию на практике

article427.jpg


Попробуем прописные законы пересказать своими словами и добавить к ним собственные наблюдения и личный опыт дизайнера. 

 

Как было сказано в статье "Законы построения пространства" - композиция- есть составление чего-то единого и гармоничного из разных частей, порой абсолютно друг с другом не связанных.

 

Сразу хочу отметить несколько «фишек», которые, что называется, с гарантией.

 

Первое. Композиция должна быть центричной. То есть она должна иметь центр. Удачным и очень верным решением будет взять за «центровую» основу самую посещаемую зону участка. Например, это могут быть патио, беседка, зона водоёма  или рокария.

 

Второе. Композиция должна быть цельной. Другими словами, - и снова читайте пункт номер один, - цельная композиция- та, в которой подцентры подчинены центру. То есть- центр, это центр. У него должны быть подцентры.  И эти подцентры подчиняются центру. Тавтология, но хочется донести идею- если проектировать сад, задумываясь о центрах- подцентрах, он будет выглядеть цельным. Это очень ёмкое слово.

 

Помимо «центрального» метода, целостности композиции добиваемся путем повторов. Повторы во всем- в декоре, в растениях, используем повтор цвета, текстуры и формы. Повторы объединяют разрозненные части участка.

 

Неплохо было бы продублировать цвет интерьера с пейзажной картинкой сада. Выходя из дома человек не должен попадать «в другой мир»- дизайн интерьера и внутреннее убранство должно найти отражение в саду. И наоборот- некоторые элементы (самое просто- повторение цвета) сада применить в интерьере.

 

Третье. О том, какой композиция быть не должна. Она не должна выглядеть «перевешенной». То есть, если с одной стороны много построек, то с другой стороны эти постройки обязательно нужно уравновесить. К сожалению, часто проектируют сад, не стараясь при этом подумать о доме и вписать постройки в ландшафт. Итак- объем  одной стороны участка должен отвечать объему другой стороны участка. Участка, всей территории, а не одного только сада.

 

Баланса добиваемся во всем:

 

     - Объемы. Строительные объемы = объем зелени (не забываем принимать во внимание разнообразие крон- прозрачная, плотная и т.д.)

 

    - Форма. Здесь все просто: большая форма должна быть уравновешена маленькими формами. Например, группу из пяти высоких цветов уравновешиваем группой из пятнадцати цветов средней высоты. 

 

Четвертое. Композиция должна выглядеть гармоничной. Гармонии добиваемся хорошими пропорциями, красивыми линиями. Линии можно сделать размытыми, но они не должны быть невзрачными. Они должны восприниматься как нечто художественное. Речь идет о линии дорожек, цветников, береговой линии водоемов.

 

Ничто не должно «выбиваться» из общей идеи. Отсюда следующий пункт.

 

Пятое. Постарайтесь найти идею, что-то оригинальное. Например, сделайте сад прогулочного типа. Или сад «как на ладони», где все-все видно. Или уютно-интимно-романтический. Минималистический сад- сад строгих очертаний. Сад в шикарном стиле модерн, или в стиле постмодернизм. «Детский» сад. Вариантов великое множество. Попробуйте подчинить сад идее.

 

Шестое.  Цвет. Берем подсказку у природы: основной цвет- это зеленый. У него очень много оттенков. Можно с помощью зеленолистных растений передать глубину пространства. Можно композицию из нецветущих растений с зеленой листвой, играя на ее оттенках, сделать объемной, воздушной. Или, наоборот, статичной и как бы тяжелой, солидной.

 

То есть – любые цветы заметнее и ярче на зеленом фоне, а не на пестром. Цветники- это акценты, а не пестрый фон. Их иногда сравнивают с украшениями - лучше меньше, да драгоценнее. Цветник можно сделать в определенных тонах, но основным цветом сада оставить зеленый.

 

Все цветовые пятна надо уравновешивать повторами цвета (пункт второй).

 

Если делаете монохромный цветник (одной тональности), то эти «цветовые пятна» должны быть уравновешены. То есть, если вы делаете «красный миксбордер», цветы красных оттенков стоит посадить и в других частях сада.

 

И никогда не сажайте красные цветы рядом с желтыми!

 

Седьмое. Фактура. У газона она – однородная. У каменных или гравийных дорожек – шероховатая или гладкая.  У воды – волнистая или гладкая. Зеленые насаждения могут иметь фактуру как гладкую, так и активную (у растений с крупными листьями, цветами).

 

Желательно соблюдать фактуру листьев растений. А у деревьев- фактуру крон (фактура листвы деревьев не очень заметна). Подробнее об этом читайте в статье «Параметры растений» (Что нужно знать о форме, текстуре, цвете листвы ландшафтному дизайнеру)

 

Учитывая фактуры и умело их сочетая, можно добиться невообразимых результатов: от визуального расширения размеров участка и обогащения красок сада, до обратных эффектов.  Все фактуры нужны и важны- создавайте в саду водоемы, водопады, используйте магию камня, делайте каменистые садики, мостите дорожки красивыми материалами, высаживайте газоны. Сочетание фактур делает сад более гармоничным и смотрится он – выигрышнее скучного однообразного пейзажа.

 

Восьмое. Насыщенность декоративными элементами и растениями не должна быть равномерной и однородной. Гораздо красивее выглядит чередование открытых, закрытых и полуоткрытых пространств, а малые архитектурные формы также не требуют себя располагать в строгой последовательности.

 

Вместо огромной пёстрой клумбы на пол участка эффектнее будет смотреться газон и небольшой миксбордер на его фоне, или солитер.

 

Однако, переходить к крайностям и перенасыщать какие-то участки сада растениями, оставляя другие его уголки совсем без растений – не стоит. Всё должно быть сбалансировано и гармонично.

 

К закрытым участкам сада относятся лес, деревья, живые изгороди, к полуоткрытым – кустарники, трельяжи, к открытым – газоны, мощение,водоёмы. Список можно продолжать в меру своей фантазии.

 

Девятое. Видовые точки. Висты. Кулисы. Фокусы.

 

При выходе, например, из беседки или патио хочется видеть красивый пейзаж, но открывшийся взору вид должен иметь видовые точки, то есть какие-то конкретные направления должны быть развиты особенно.

 

Видовые точки могут быть с протяженной перспективой или недалёкой. Пример протяженной перспективы: вид со склона на лес, речку; недалёкой – красивый вид, открывавшийся взору человека, сидящег,например, в полузакрытой беседке.

 

Виста – это протяженная узконаправленная перспектива. Как правило, её организуют  в регулярных садах, где она представляет из себя ограниченное пространство с открывающимся в конце неё окрестным пейзажем; может замыкаться малой архитектурной формой, на которой останавливается взгляд человека. Такая узкая перспектива может открываться с террасы или из беседки, может иметь несколько точек, на которых останавливается взгляд, но чаще состоит из точки обзора (например, веранда), кулис (промежуточный план), обрамления («пейзажной рамы») и завершающего перспективу элемента (МАФ, красивого солитера, архитектурной скульптуры и пр.)

 

Кулисы – это зеленые насаждения, которые могут быть боковыми и верхними. Они призваны создавать многоплановую перспективу или служить средним планом для висты и ограничивать её.

 

Окно в беседке, оформленное как картина в раме с пейзажным видом представляет собой несколько театральный эффект, это один из способов организации видовой точки и перспективы. Подробнее о перспективе читайте  в ст. "Законы построения пространства"

 

Фокусы – места, откуда открывается и лучше воспринимается наиболее красивый пейзаж. В регулярных садах (см. "Стили садов") фокусные точки устраивают на пересечениях дорожек или на пересечении осей. В ландшафтных садах такие точки также устраивают, они служат для направления внимания, для привлечения взгляда. Сады с фокусной точкой запоминаются, фокусы «цепляют» взгляд, наблюдатель изучает сад постепенно, останавливая внимание на деталях, фокусах. Участок может обойтись и без фокуса, но выглядеть он будет менее привлекательно и менее запоминающимся – взгляд проскользит, ничего не отметив и не запомнив.

 

При проектировании важно учитывать описанные выше понятия: видовая точка, виста, фокус, в таком случае сад получится более завершённым.

 

Десятое. Контраст и нюанс. Подробнее об определениях в ст. "Законы построения пространства", р-л "Колористика") Здесь бы хотелось отметить следующие моменты: резкий контраст хорош только по фактуре зелени. А резкий контраст в цвете или в формах слишком агрессивен.

 

При посадке растений с зелеными листьями контраст необходим во избежание «каши» и расплывчатого эффекта. Например, высадив рядом хмель с зелёной листвой (подробнее о нем в ст. "Живая стена за один сезон") и виноград девичий, получится путаница. А золотистный хмель с виноградом путаницы не вызовет.

 

Примеры нюансного соотношения цветов:

 

Высаженные вперемешку растения всех оттенков одного цвета дисгармонии не вызовут, но посадка «кусками» - кусок одного, кусок другого цвета – будет не связанной, куски будут восприниматься отдельными, вырванными из контекста, композиция будет казаться собранной из разных, не подходящих друг другу элементов. Это в большой степени относится к цветникам с растениями одного цвета, но разных видов или цветников с разноцветными растениями одной видовой принадлежности.

 

Примеры негармоничных сочетаний:

- цинния обыкновенная + цинния низкорослая;

- берёза привитая + берёза обыкновенная;

- сосна обыкновенная (высокая) + небольшая сосна горная.

 

В таких сочетаниях невысокие здоровые растения будут казаться больными и чахлыми.

 

 

Максимова Нина,

ландшафтный дизайнер

 

Продолжение следует.

 

 

26 ноября 2010 - Золотая рыбка
Рейтинг: +2 Голосов: 2 5929 просмотров
Комментарии (0)
по материалам apdevelopment.ru