• Поиск пользователей

    Найти
    от до лет
    имя
    город
    интересы

Огород эпохи постмодернизм

article378.jpg

Пугаться не нужно. Речь не будет идти о сложных искусствоведческих построениях в применении к выращиванию овощей. Однако, мы действительно живем с точки зрения стиля в  эпоху постмодернизма, а в аспекте социального развития – в информационном (некоторые страны – в постиндустриальном) обществе. Социальная и стилевая составляющие нередко причудливо переплетаются, взаимодействуя между собой и обогащая друг друга. Но обратимся все-таки к постмодернизму, как неотъемлемой особенности нашей жизни.

 

 

 Огород эпохи постмодернизм, Парк-огород Вилландри, Декоративный огород

 

 

Огород эпохи постмодернизм, Парк-огород Вилландри, Декоративный огород

 

 

Постмодернизм в разных своих проявлениях (искусство, музыка, литература, стиль жизни) имеет несколько отличительных признаков, которые в немалой степени и составляют его сущность. Таких признаков различные исследователи насчитывают в разных сферах бытия и творчества около десятка. Но наиболее выразительных из них всего несколько.

 

Во-первых, некоторая внутренняя иррациональность (то, что принято называть когнитивный подход, а попросту, интуитивное понимание правильности чего-либо, не опирающееся на логические, привычные обоснования). Характерный пример из нынешней жизни – повальное увлечение мистикой, экстрасенсами и т.д.

 

Во-вторых, эклектичность, то есть смешение, наложение различных стилей, типов, направлений (пример: творчество лидера группы «ВВ» Олега Скрипки основано на эклектике – простейшие украинские народные мотивы, оформленные как рок-музыка).

 

В-третьих, «пересадка» какого-либо контекста (в широком понимании этого слова) в абсолютно иную почву (сериал «Доктор Хаус» – классический английский детектив, но «сыщик» – врач, а «преступники» – болезни). В-четвертых, преимущественная ориентация на внешние, а не внутренние проявления, эффектность, публичность (здесь и примеров не нужно; достаточно вспомнить какую роль в современной жизни играют имидж, паблик рилейшнз и им подобные компоненты успешного существования в нынешнем обществе).

 

 

Огород эпохи постмодернизм, Парк-огород Вилландри, Декоративный огород

 

 

Но пора бы перейти непосредственно к теме, то есть, к огороду. Попробуем применить вышеупомянутые идеологические принципы к искусству выращивания съедобной растительности и получим характерное детище постмодернизма – декоративный огород. Итак, двигаемся по тем же пунктам.

 

Внутренняя иррациональность здесь проявляется в том, что, несмотря на существование вполне успешной агротехники, базирующейся на материалистических достижениях многих естественных наук, в декоративном огородничестве главной является определенная гармония посадки, роста и потребления выращенного в сочетании со «стильным» внешним видом участка. При этом, агротехника как таковая не отрицается, но ее сущность преобразуется: изменяется баланс между прагматикой и эстетикой.

 

 

Огород эпохи постмодернизм, Парк-огород Вилландри, Декоративный огород

 

 

Эклектики, вообще, в декоративном огородничестве хоть отбавляй. Главное же, что декоративный огород – это по сути дела использование принципов ландшафтного дизайна к участку земли, имеющему чисто практическое назначение – выращивание овощей и других растительных культур. Опять же, утилитарная сторона вопроса не отметается: урожай должен быть, но не максимальный любой ценой.

 

 

Огород эпохи постмодернизм, Парк-огород Вилландри, Декоративный огород

 

 

К эклектике примыкает и «пересадка» контекстов в чужеродную «почву». Например, часть огорода может быть устроена как альпийская горка с использованием искусственных неровностей почвы. Или же участок для выращивания съедобной растительности может быть распланирован, разбит по тем же принципам, по которым обычно устраиваются клумбы. Или контекст садовой планировки дорожек вполне может быть применен при устройстве декоративного огородного участка. И так далее, и тому подобное.

 

 

Огород эпохи постмодернизм, Парк-огород Вилландри, Декоративный огород

 

 

Наконец, об ориентации на внешний эффект, публичность. Декоративный огород – это в большей мере эстетическое удовольствие, нежели практическая выгода. Очевидно, что речи об «искусстве ради искусства» здесь быть не может. Декоративный огород нужно показывать, рассказывать о том, что он у вас есть; такого рода участок для выращивания овощей является престижным, играет роль элемента имиджа своего владельца. Эстетическое удовольствие от лицезрения декоративного огорода редко получают в одиночестве (в основном с гостями); это же относится к использованию его плодов (званые обеды с угощениями с грядки, фуршеты на свежем воздухе с использованием свежей зелени и овощей и т.д.).

 

 

 Огород эпохи постмодернизм, Парк-огород Вилландри, Декоративный огород

 

 

Итак, в общем виде эстетика декоративного огорода – это типичная эстетика постмодернизма. Вооружившись ее принципиальными основами (хотя бы четырьмя перечисленными), легко можно генерировать идеи для устройства подобного участка с грядками. Примеры? Хотя бы уже упомянутая планировка в виде клумб. Вполне возможны ряды грядок, расположенные на небольших насыпных пирамидах (с каркасами) или опоясывающие округлые курганы. Почему бы не использовать принципы горного земледелия, то есть, устройство последовательных террас на искусственно насыпанном холме (террасное земледелие применяли еще древние инки – образцы сохранились и их можно взять за основу с соблюдением стиля того времени). Словом, вариантов великое множество, а конкретные способы практической реализации таких проектов – тема отдельной статьи и, наверное, не одной.

 

 

Огород эпохи постмодернизм, Парк-огород Вилландри, Декоративный огород

 

В статье использованы фотографии парка-огорода французского замка Вилландри.

 

 

 

19 октября 2010 - Местный Комиссар
Рейтинг: +5 Голосов: 5 13718 просмотров
Комментарии (0)
http://elki.vtapkah.ru/listvennye_kustarniki/barbaris/ . пенополиуретан ппу