doramaland.info/

  • Вход и регистрация

  • Поиск

    Поиск пользователей

    Найти
    от до лет
    имя
    город
    интересы

История японских садов. Часть 1

article55.jpg

Я предлагаю совершить вам интереснейшую поездку в одну из самых удивительных и самобытных стран мира – Японию, для того чтобы полюбоваться на ее великолепные сады и парки, а также проследить за историей их создания. Для этого вовсе не нужно выкраивать время и тратить деньги, давайте просто включим воображение и перенесемся в далекое прошлое Страны Восходящего Солнца. Ну что, поехали?

 

Наше путешествие начинается за много тысяч лет до нашей эры. Итак, на группе островов в Тихом океане расположена удивительная страна, имеющая разнообразный ландшафт: горы и вулканы, озера и водопады, красивейшую растительность. Первоначальное заселение островов началось в 40000 г. до н.э. Вплоть до 300 г. до н.э. население страны занималось собирательством, охотой и рыболовством. В этот период, думается, японцы еще не озадачивались созданием садов, им хватало разнообразного природного ландшафта, окружающего их. Спросите, а что же мы тогда здесь делаем?  Кажется мы «слегка» промахнулись. Переместимся во времени чуть дальше.

 

 Японский сад, История японского сада

 

В период Яёи (300 г. до н.э. – 250 г. н.э.) появилось сельское хозяйство и главной культурой стал рис, завезенный эмигрантами из Кореи и Китая. И вот мы видим, как в долинах зазеленели рисовые поля. Какая прелесть, появились первые японские огороды, но до ландшафтного дизайна еще несколько веков.

 

 Японский сад, История японского сада, Рисовые поля, Япония

Рисовые поля

С появлением сельского хозяйства начинают создаваться первые японские государства. К 300 г. н.э. произошло объединение страны племенем Ямато. Страной правит император, в его руках сосредоточена верховная власть. В этот период господствует главная языческая религия Японии – синтоизм. Основу ее составляют культ предков и поклонение силам природы. Наиболее почитаемыми являются камни и горы. Древние японцы верили, что в местах, где находится много камней, живут духи богов, и сооружали святыни именно там.

 

К VI в. власть императора ослабла, и правящей верхушкой стала аристократия. В это время создаются первые парковые сады, в которых проводятся поэтические и музыкальные состязания, прогулки и пикники. Располагаются они рядом с естественным водоемом на равнине. К сожалению, почти все парковые сады не сохранились по причине массовых междоусобных войн и природных катаклизмов.

 

Между 538 и 552 годами из Китая приходит новая религия – буддизм, которая оказала  огромное влияние на садово-парковое искусство Японии.

 

В 710 году строится столица Нара по образцу китайской столицы Чан-Чань. При дворцах создаются сады на основе китайских традиций. Основными элементами являются горы и вода, а украшением служат китайские мостики. Вместе с тем начинает использоваться символика, каждый элемент в саду несет в себе определенный смысл. В Наре сооружается огромное количество буддистских храмов и монастырей, их влияние настолько усиливается, что императорский дом (проповедующий синтоизм) вынужден переехать в другую столицу Хэйан (Киото).

 

И вот мы уже в хэйанском периоде. Здесь бурно развивается культура и искусство, а сады приобретают изысканные формы и используются не только для развлечений и проведений праздников, но и просто для созерцания и размышления. Основу дворцового сада составляют озеро и остров; к ним добавляются такие важные элементы, как мосты, светильники, скамьи, ограды и ворота. Важнейшим элементом является звук журчащей воды, поэтому основу композиции также составляет ручей, впадающий в озеро. Подобные сады начали создаваться не только в императорских дворцах, но и на аристократических виллах.

 

В этот же период был написан Сакутэйки (Трактат о садоводстве), включающий в себя весь практический опыт, накопленный японскими мастерами на протяжении многих лет.

 

Период Камакура (1185 – 1333 гг.) характеризуется жестокими междоусобицами, падением авторитета императорской власти и укоренением власти сёгуна. На первый план выходит воинское сословие – самураи. Их устав, презрение к страданию и смерти, был хорошей основой для распространения среди них учения дзэн, привезенного из Китая в 1191 году монахом Эйсаем. Изначально дзэн-буддизм строго копировал китайский аналог чань-буддизм, но позднее произошло слияние дзэн и синтоизма. Сады перемещаются в буддистские храмы и монастыри, часто занимают небольшие территории и предназначаются для медитации и просветления. Теперь они создаются как модель мироздания, навевающая мысли о бесконечности Вселенной и сущности бытия и помогающая постичь учение дзэн.

 

В период Муромати (1333 – 1573 гг.) происходит новый расцвет культуры. Для японского садового искусства этот период считается классическим и связан он с именами таких мастеров, как Мусо Кокуси (Сосэки) (1275 – 1351 гг., по данным других источников – 1276 – 1357 гг.) и Соами (XV в.). Оба являлись последователями дзэн-буддизма, и это отразилось на созданных ими садовых композициях.

 

Сосэки Мусо был не только дзэнским священником, но и искусным создателем садов. Во время его пребывания в Киото им были созданы сад мхов Сайходзи (1339 г.) и сад Тэнрюдзи. Предлагаю прогуляться по ним.

 

Сад мхов Сайходзи расположен на окраине города Киото. Он окружен невысокой оградой и расположен на двух площадках: верхней (сад камней) и нижней (сад мхов). Верхняя композиция представляет собой «сухой» пейзаж (гравий и песок) и символизирует космогоническую панораму природы. В нижней композиции мхи – главное действующее лицо (здесь собрана живая коллекция из 50 видов мхов). Они покрывают землю, камни и стволы деревьев.   

 

 Японский сад, История японского сада, Япония, Сад мхов Сайходзи, Киото

Сад мхов Сайходзи. Киото

 

Тэнрюдзи объединяет пейзажный и символический сады и включает в себя песчаный сад с композициями из камней, сад мхов и озеро с островами. Здесь мы видим плавное и гармоничное перетекание искусственно созданного пейзажа в природный: за озером возвышаются деревья, которые чуть дальше переходят в естественный лес на склоне горы. Позднее этот прием будет активно применяться в садово-парковых ансамблях Японии, но впервые он был использован именно в Тэнрюдзи. 


 Татьяна Павлова

20 сентября 2010 - PavlovaT
Рейтинг: +2 Голосов: 2 3324 просмотра
Комментарии (0)